День первый
В путешествие отправились на небольшой машине Nissan Аlmera 2005 с объемом 1,5 л. (5,5л\100км)
Собрали вещи такие как палатку пару одеял и 2 подушки, кучу теплых вещей, так как на севере прогноз показывал 10 градусов выше нуля. Взяли ноутбук с инвертером (преобразователь напряжения с 12 вольт на 220в)в путь выдвинулись в 7-45 с восточного курортного городка Нарва-йыесуу.
Закусочную остановку в Вийтна мы достигли в 9-45, попив кофе и взяв нашему маленькому сыну картошки фри в дорогу отправились, далее надеясь успеть на регистрацию на паром в Хельсинки.
Пораскинув мозгами, решили закупиться продуктами и минеральной водой в Таллинне, закупались в «Ülemiste». Закупались по времени с 10.40 по 11-50. На регистрацию успели в последних минутах, зато без проволочек проехали на паром в 12-40. В 13-00 отплыли от столицы Эстонии в сторону скандинавских стран.
Плыли хорошо и с комфортом, благо обстановка благоприятствовала этому: халявный скоростной интернет, для сына детская площадка и обзоры балтийского моря из окон. Рестораны и живая музыка с бардами на англицком языке исполняющие свои и чужие хиты песенного жанра.
Спускаясь к автомобилям, увидели знакомых из Нарвы, которые узнав наш маршрут, посоветовали хорошие места для ночлега и наиболее интересные места по пути нашего маршрута. Записав и зарисовав на картах, уселись и настроили свой навигатор на город Юваскюла. С парома мы выкатили свои тела в 16-30. В Хельсинки решили даже и не задерживаться, потому как путь неблизкий, а в столицу Финляндии мы приехать всегда успеем. Выехав аккуратно за город на автостраду, нас почти стразу стали радовать дорожные знаки с ограничениями скорости 120 км в ч. Естественно, что почти никто 120 не ехал, а все дружно гнали 130-150 км в ч. Благо полиции и фоторадаров пока не было. До Юваскюла мы доехали в 19-30, признаться в городе смотреть нечего, кроме красивого фонтана посреди озера и набережной. Проехав по городу 30 минут мы отправились на ближайший паркинг обустроиться на перекус за столиком. Отведав разных явств, в 20-30 мы поехали далее по маршруту. Заночевать решили в 22-10 у озера, разбили палатку на выкошенной траве, правда с трудом забивали колья устанавливая купол палатки, так как вся земля Финляндии одна сплошная скала, а если есть трава на полянке, то под ней на глубине 3-5 см. почти везде камни и скалы… в первый день поездки мы проехали – км.
Второй день
Встали в 7-00, попробовали вскипятить воду кипятильником, обнаружили что наш инвертер не подходит для него, так как мощность инвертера всего 200-400 ватт, тогда как супер советский кипятильник тянул аж на все пол киловатта, собрав палатку и приведя себя в порядок отправились в 07-25 в путь. Почти не успев разогнаться мы увидели интересное местечко где огромная куча действующих колоколов, в которые как бы и не возбраняется позвонить. Настучавшись в колокола и послушав красивую мелодию башенки из колокольчиков, поменьше перекусили кофеем рядом на заправочной станции под названием ABC, как оказалось это огромная сеть по Финляндии и такие заправки, с магазинами, и едальнями очень популярны как местного населения, так и у туристов проезжающих мимо. Кстати сказать, бензин в Финляндии дорогой, в период нашей поездки цена Е95 стоил в районе 1.43 евро.
В 11-00 приехали в городок под название Оулу, маленький и очень приятный городок, приятно удивила длинная пешеходная улица, и огромное количество людей на велосипедах, было впечатление, что транспортная цивилизация сюда добралась только в виде велосипедного транспорта. Правда увидели одну не очень дешевую машину тут – lamborgini Diablo, порадовавшись за владельца суперкара, подавив внутреннюю желчь от зависти к собственнику такого авто, прогулялись и нафотографировавшись почти по всему городу всего за один час.
Через 1,50 мы приехали в Рануа, здесь искали зоопарк, приближенный к естественным условиям северных животных, нагулявшись и насмотревшись на зверюшек в 13-55 мы выдвинулись в город Санта клауса Рованиеми. Приехали мы в город полярного круга очень быстро, в 17-00 мы уже определились с гостиницей в центре городка, и отправились гулять по ухоженным улочкам Рованиеми, налюбовавшись красотами города, мы закупились в магазине продуктами и мне пивом, Признаться пиво здесь очень дорогое, в районе 3 евро за пол-литровую банку. В отеле поели приговорил так же и пиво к расстрелу, ой к выпитию. Постепенно мы все улеглись спать, так как нас с утра ждал санта клаус.
Третий день
Выспались на славу, в 8-00 поели внизу шведский стол. Переупаковали багажник авто, поплотнее все распределили, в 9-48 мы выдвинулись в парк Санты. Проехав буквально 3 км. Увидели съезд в парк деда мороза, он был закрыт. Мы прогулялись по окрестностям парка, переехали дальше 2 км и воткнулись в границу полярного круга, тут сразу же и был дом санты. Погуляв по всему комплексу Санты, заказали за 7 евро письмо «поздравление» от дедушки мороза в новый год, посетили самого Санту и сын попросил у него теряясь себе конструктор и паровоз. Кстати Санта полиглот, так как при входе были вывешены языки на которых можно поговорить с дедом, так вот 8 штук он знает, поэтому детям приятно просить у него подарки на родном для них языке. Получив от Санты диплом на грудь нашего сынишки мы купив сувениры поехали далее в путь в 13-10. Обед устроили в 14-35 на очередном паркинге, нашему пятилетнему сынишки очень нравилось кушать за столиками на природе, мы разожгли минимангал, запекли гриль колбаски и изрядно покушали. Перед границей решили по спартански затариться в магазине продуктами, так как в Норвегии еще все дороже чем в дорогой Финляндии. Забив все свободные места в машине продуктами, поехали к границе с норвегией в надежде увидеть заправку. Единой надеждой жив человек, судьба нас не обманула, и подкинула заправку на самой границе между Финляндией и Норвегией. Заправившись по самую горловину, начали путь, по Норвегии пересекая границу ровно в 19-35. Норвегия нас сразу же поразила своей природой, никто и ничего не передаст ту атмосферу которая там присутствует, горы, облака касающиеся вершин гор и скал, крутые обрывы под 400 метров и дорога петляющая вдоль заливов, рек и морей. Красоту Норвегии наверное описывать невозможно да и дело видимо неблагодарное, все то что хотелось бы запечатлеть на фото и видеокамере, получается все не то что можно увидеть своими глазами и почуять своими ноздрями. Одним словом Норвегия видимо та страна, куда хочется вернуться вновь и вновь, любуясь всеми видами этой страны. В 21-20 (тут и далее время наше эстонское взятое с приборной доски машины «в норвегии на 1 час раньше») На ночь устроились в кемпинге в маленьком домике с 2 кроватями, жена и сын на них были положены, а я как король занял все остальное пространство – пол, предварительно уложив 3 спальных матраса для палатки и укрывшись зимним спальным мешком. Одним словом выспался быстро и качественно хорошо. Встав осторожно не будя своих, ушел на рыбалку, но речка близи кемпинга оказалась очень бурной и моя удочка с поплавком там просто не катировалась, поэтому помочим крючок вернулся в домик пить кофе со своими «домочадцами».
День четвертый
В 9-00 позавтракав, зарядив по полной все аккумуляторы фото и видеокамер, поехали на самую северную точку европы – Нордкапп в 12-10 мы прибыли в Нордкапп. ТЫ что мы увидели чуть не перевернуло мое сознание вверх ногами!!! – под нами пролетели 2 сверхзвуковых НАТОвских истребителя, потому как мы были на высоте 300 метров, летчики пролетели вдоль скал нордкаппа выруливая перед нами вверх. Наверное не много людей может сказать что видель внизу пролетающие на высокой скорости военные самолеты, короче, спасибо летчикам, но погода нас не порадовала, так как мы попали в само облако, одежда сразу отсырела в один миг. Ветер и шторм нас не порадовал, мы быстро спустились вниз в музей и штаб квартиру нордкаппа. По площади помещения очень приличные: там есть музеи, почта, рестораны, кинозал с объемными тремя экранами . Посмотрев фильм, поднялись на поверхность и обнаружили что погода уже поменялась, облако ушло и солнышко выглянуло на пару минут. Мы пофоткались с памятником знаменующим конец материка на северной его части. Близлежащие скалы и обрывы предстали перед нами во всей красе, но Северный ледовитый океан был в облаках и горизонт почти не просматривался. Так как погода меняется каждые 5 минут мы быстро стали оббегать все что можно посмотреть на поверхности, и заснять величие самого сурового океана планеты. Попив кофе у самого севера в одном из ресторанчиков насладившись погодой в середине июля в 7 градусов выше ноля, поехали любоваться Норвегией, благо есть что смотреть и чем восхищаться!!! В 14-35 поехали от нордкаппа в сторону города Альта. В 18-50 в Альте мы посетили музей под открытым небом петроглифов «рисунки людей которые были тут 6000 лет назад», Впечатления были не очень сильными, так как не совсем верилось что это все рисунки, сделанные так давно, подорвало доверие, то что царапанные петроглифы смотрелись не очень правдиво, но это мы оставим на совести знающих людей из «UNESCO». Гуляли мы там до 20-10, через 50 минут мы нашли кемпинг с супер красивым видом на озеро и горы в 21-00.
Прогулявшись вдоль побережья, попытались половить рыбу, но ничего не вышло, так как чайки начали нас атаковать сверху вниз пикируя, целясь по нашим головам, не понимая причин, мы начали идти в сторону домика и увидели причину таких действ, по близости гуляли маленькие и беспомощные птенцы чаек. Пожарив на минигриле сардельки, поужинав на восхитительном ландшафте, мы улеглись спать, предварительно посмотрев наш маршрут в интернете.
День пятый
С утра встали, позавтракали поплотнее и опять в очередной раз перебрали и утрамбовали поплотнее наши вещи, двинулись в путь, ездить по дорогам Норвегии немного напряжно, так как средняя скорость передвижения по дорогам составляет, где то 50-60 км в час. Запутанные серпантины горных дорог перетекает в крутые подъемы и спуски, прямых участков дорог практически не существует, и так как дороги Норвегии проложены по побережью, то и все поселения расположены тут же, поэтому надо сразу отбросить мысль о том что тут можно быстро доехать от точки А в пункт Б. Правда все это окупается сумашедше восхитительными видами открывающимися перед нами по пути в Тремсё. В очередной раз мы стали подниматься по серпантину с 10 метров до 450 над уровнем моря в протяженностью километра 2. И о счастье, мы увидели на обочине сугроб самого настоящего июльского снега! Любой из вас бы не выдержал и попробовал пощупать его… Оказался самый настоящий снег, даже в снежки немного поиграли, конечно больше всего радости доставил снег нашему сыну, были обстреляны снежками мы все с нашей машиной. J После почти отвесного спуска мы опять очутились на уровне высоты моря и увидели далеко и высоко в горах огромный водопад, полезть туда никто из нас не вызвался, а так как добровольцев не нашлось, пришлось ехать, далее махая рукой водопаду и оставляя себе место, куда еще сходить, когда в следующий раз посетим Норвегию.
Добравшись до парома, мы сэкономили километров эдак 200 чтобы не ехать в объезд. На паром попали сразу же, стоял нас, наверное, ждал (кстати, в навигатор было бы неплохо писать расписания паромов и приблизительные цены). Устроившись на маленьком паромчике (машин 25 где то и фура с автобусом) стоимость такого удовольствия составила – 22222. Но еще сюда нужно включить приятный вид на сочетания гор, воды и облаков зацепившихся в снежных верхушках гор.
Выехав с паромчика мы помчались большой кавалькадой из автомобилей к следующему парому, так как дороги узкие, то обгонять было практически бессмысленно, и мы прицепившись к впереди едущему авто, пытались успеть к парому, не зная его расписания. Подъехав уже к загружавшемуся парому, мы немного подрастроились, так как очередь на корабль была приличная, но и паром оказался побольше, поэтому почти последними въехав на паром, побежали опять на палубу любоваться видами, виды не подвели!!! Добрались до Тремсё мы в 22222, Городок в понятии Норвежцев большой… Ну что ж… пусть будет большой мы решили, так как есть аэропорт, наверное это уже мегаполис, пусть и миниатюрный. Проехав через пролив по горбатому и узкому мостику въехали почти сразу в центр города, поглазев на окрестности, поспешили попасть в знаменитый музей «Polaria», цена входа составила 22222. Нам сразу же показали в музее объемный фильм из пяти экранов расположенных по горизонтали, действительно было чувство что ты находишься внутри фильма, так как даже периферийное зрение было задействовано в просмотре, одним словом полюбовавшись видами полярной части Норвегии в кинотеатре, прошли дальше в музей, тут было что посмотреть и куча супер экзотических опасных для человека рыб, такие как рыба-чёрт, с «лампочкой» свисающей перед ртом рыбы на каком то усе, рыба – жара, рыба зебра, мурены и много других. Тюлени, радовали посетителей своими игривым нравом. Наш сын нашел быстро детскую площадку с прикольной рубкой огромного корабля, внутри можно было попробовать поуправлять огромным кораблем, там присутствовали все кнопки видимо капитанской рубки, и все ваши манипуляции можно было увидеть в окнах рубки (ЛСД мониторы), я попробовал выйти из порта и корабль задел какой то портовый контейнерный кран, и я понял, что из меня ни лоцмана, ни капитана не получится !
Хочется отметить, что в городе повсеместно везде платная парковка! Раскошелившись на парковку ближе к центру пешеходным улочкам, нагулявшись вдоль чистых и очень приятных домиков уперлись в собор, где находятся самые древние витражи Европы, мы не преминули возможностью зайти и посмотреть… прикольно, но древностью не особо сильно пахнет, Не сочетается наверное старинные витражи с современным ремонтом церкви, но это наверное на мой взгляд, видимо у норвежцев свои искусствоведы и специалисты у которые свои взгляды на это…
После того как прогулялись по улочкам решили держать свой путь на остров троллей. Кстати сказать, когда появился у нас навигатор (год назад) я ему доверял на 50%, чем и поплатился много раз, так как видно что в городе можно срезать пару улиц а навигатор тебя ведет вокруг них, едешь тупо срезая пока не упираешься в кирпич, так как там одностороннее везде движение «против шерсти», и ты начинаешь выруливать и выходить на тот путь какой тебе предложили до этого, так вот, навигатор повел в дом. Да просто тупо в дом, показывая что там есть в жилом доме дорога, но кроме как какой то арки видимо в подземный гараж я не увидел, начал разворачиваться, и тут меня поразило другое, машины которые я пропускал с приличной скоростью ехали в эту арку (40-50км в час). Решили тоже влиться в их дружный коллектив, повернув в арку, после крутого поворота нам открылась подземная дорога, со своими перекрестками и развязками в виде кругов, со знаками и указателями направлений, обалдев от увиденного проехали так километров 3, выбравшись на белый свет решили остановится у супермаркета, затариться провиантом. Цены я вам скажу суперкусачие, если учесть что это еще и супермаркет, где цены должны быть бросовыми, например: кило колбасы 300 НК, это где то 39 евро. Потратив почти все норвежские деньги, двинулись к парому. Приехав к пирсу, нас ждало разочарование, парома не было, точнее он был, но он где то собака плавал. Подождав минут 45, мы его заприметили, как он шустро плывет с острова, выгрузив транспорт, паромщики нам объявили на ломаном английском, что всё, больше паром не будет сегодня плавать. Пипец, это слово я сказал вслух, а про себя подумал совершенно другое слово, так как сын в слезах сидел на заднем сидении и не мог понять почему паромщик так обломал его мечту увидеть парк троллей. На навигаторе забиваю далекий финский город Торнио (северный город Ботнического залива). Ехать долго, но когда это нас останавливало? Высота земли над уровнем моря где мы ехали порой достигала 570 метров. Остановившись около кемпинга, мы посмотрели цены… нехорошее слово проскочило у меня в голове заканчивающееся на …здец. 100 евро за ночь в деревянном бунгало, да вы вообще тут все о..ели (если кто понял, подумал я слово обалдели, а вы что подумали? Ай яй яй…)ехали долго-предолго и ни одного места для ночевки (+14 градусов было, палатка мимо)в 23-55 увидели перед городом 222222 кемпинг. Разбудили хозяйку, и уговорили взять с нас за ночлег в домике 35 евро.
День шестой
Поспав, приняв душ и плотно позавтракав норвежскими дорогими продуктами двинулись дальше, стала узнаваться природа Финляндии, все больше стали попадаться северные олени кочующие постоянно через дорогу, куча озер и камней. Доехали в город Кеми, где взяв в инфопункте проспекты нашли, где же расположен знаменитый местный ледокол, доехали мы до него и я не мог понять а где же ледокол. Привыкший в детстве видеть по телевизору ледокол «ЛЕНИН», я искал что то супер громадное и невероятных размеров на воде, но разум подсказывал, что вот тот кораблик и есть достопримечательность местных аборигенов а именно ледокол. Одним словом ожидания с действительностью не совпали. Короче немного огорчившись поехали дальше в город Тамперечерез городок Сеньяоке. По пути ночью нашли заправку с приличной дешевой ценой на топливо – 1,419 евро, у себя бы в Эстонии за такую цену топлива из под палки даже не заправился, а тут за счастье! Все познается в сравнении… В. районе 40 км не доезжая до тампере решили в 1-00 сделать привал в палатке, так как температура на улице была 19 градусов.
День седьмой
Выспавшись в палатке, аж до 8-30 направились в Тампере заглотить порцию утреннего кофе, Тампере большой город, с приятными улицами и красивыми окрестностями, подъехали к развлекательному луна парку, но он гад такой открывался только в 12-00, это для нас непозволительная была бы роскошь убивать 3 часа нашего путешествия ради горок и аттракционов, сын опять нам высказал что он думает про всю эту ситуацию, когда исполняются все что мы хотим а его желания летят в трам тарары. Но стоит отдать должное, что наш сынок возрастом в 5 лет выдерживал дорогу как всегда оооочень хорошо, только один раз было высказано, что мы слишком рано приехали домой, могли бы еще, куда нибудь заехать, но это уже было под конец путешествия, а пока мы еще гуляли в городе Тампере, тут тоже было плохо с бесплатной парковкой, поэтому мы уже смирившись оплатили стоянку и пошли прогуливаться по утренним улочкам города. Город красивый и его стоит посетить из за неповторимости старого города, все кругом чисто убрано, сверкают витрины магазинчиков и бутиков зазывая своим блеском прохожих и туристов. Сын захотел продающийся зеленый горох в «початках», за 2 евро купили ему трехлитровую порцию гороха. Ох… подумал я про себя поездка ожидается насыщенной. Поехали в городок Хаэмелинна, посетили Средневековый замок, в котором была выставка про периуд дружбы и сотрудничества с СССР. Ни одного плохого слова или намека про агрессию или акупацию со стороны СССР, это обрадовало. Так как в странах прибалтики аббревиатура СССР сразу ассоциируют совсевозможными горестями этих стран… Бог им судья.
После замка, посетили артелерийскую выставку под открытым небом… Сын был в восторге, как приятно видеть абсолютно счастливого маленького человечка, ведь все можно потрогать начиная от старинных пушек, крылатых ракет до тяжелых современных гаубиц. Столько крика удовольствия от своего сына я давно не видел. Накрутивши все ручки у всех пушек и машин, пошли в город. Признаться никогда не видел двухэтажные поезда, у тут постоянно проносились мимо нас такие чудеса. Город как и все финские города, не огорчил, как всегда чисто, людно и приятно украшенные цветами улицы. По пути в городок Раума остановились в супермаркете и купили ему конструктор LEGO в 3 раза дешевле чем у нас в Эстонии. Из раздела удивительное рядом!
Доехали до Раума, были поражены насколько много здесь деревянных старинных домов, кстати из них и состоит почти весь город, узкие улочки, обстановка в духе конца 19 века, центральная площадь выдержанная в этом же стиле, все так гармонично сочеталось тут. Но нам нужно ехать дальше.
Подурачившись в дороге, друг с другом мы приехали в местный курортный город Наантали, тут мы хотели посетить парк муммитроллей, но он в 18-00 закрылся, поэтому решили побизости в кемпинге заночевать, дабы с утра осмотреть парк и заодно город! Заночевали мы под Турку, так как в выходные дни в Наантали все было забито туристами. Достался нам домик, с комнатой на втором этаже с открывающимся видом на ботнический залив. Прогулявшись вдоволь по огромному парку кемпинга и берегу залива, уставшие легли дрыхнуть перед тяжелым и по планам последним днем нашего путешествия.
День восьмой
На утро мы решили не скакать галопом по городу Турку, а отдельно выделить выходные и приехать суда на 2 -3 дня, тем более что тут недавно построили большой аквапарк, так что Турку город не для одного дня. По плану у нас был парк муммитроллей в Наантали. Наш сын и не мог их знать, не видел никогда мультфильмов, в отличии от моего детства, когда с радостью смотрели мультик «союзмультфильма» про снуснумрика и вислу с теслой. Парк оказался недешевым развлечением, но если судить что сюда приезжают люди из разных стран, то это вполне приемлимло. Парк огромный и тут детям не дают скучать, везде бродят персонажи из одноименной книги финского писателя, играют как с детьми так и со взрослыми, не зная местного языка детишки туристов понимают их и общаются как то на своем языке, что очень приятно выглядит со стороны.
Но время не резиновое, поэтому в очередной раз затарившись сувенирами, отправились в Хельсинки на паром домой. Хельсинки тоже большой город. И так же не стоит бежать по нему галопом по европам, а так же выделить для него пару тройку дней. Навигатор привел нас не в тот порт, поэтому покрутившись немного по городу выехали в западный порт где нас и должен был ждать наш паром, но судьба опять немного нас испытала, часа 2 ожидания в автомобильной очереди нас совсем не сбили с настроения полученного за эти долгие 8 дней нашего путешествия.
Благо фильмов на ноутбуке было превеликое множество, 2 часа пролетели как 5 минут. В паром въехали без приключений, а вот потом началось неприятное действо, мы попали в мини болтанку, корабль бросало из стороны в сторону, люди еле передвигались по палубам, пьяных финских туристов не было заметно среди пассажиров, так как при передвижении по палубе качались все. Выгрузились мы в Таллинне в 22222 и заправились Эст бензином по когда то для меня дорогой цене в 17-00 крон (чуть больше 1 евро). Дорога домой в 200 километров была по сравнению с тем что мы проехали 5800 км, детским лепетом.